Александр Бродский.
Дорога (2010)

Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой

Наталья Суркова

главный хранитель музейных предметов
музея современного искусства PERMM
коллекция:
Александр Бродский.
Дорога (2010)

Специальный проект о коллекции музея PERMM —
«Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Александр Бродский
(р. 1955)
Александр Бродский
(р. 1955)
В мире существует множество конкурсов в сфере современного искусства: в Британии — премия Тёрнера, во Франции — премия Марселя Дюшана, в Швеции — премия Хассельблад, в Японии — Nomura Art Award. В нашей стране тоже есть такие премии — это Инновация, Приз Кандинского и другие. Цель проведения премий — вызывать интерес к современному искусству, показать его ценность. Так вот. В 2010-м году Приз Кандинского в номинации «Проект года» среди 22-х участников получил не художник, а художник-архитектор Александр Бродский.

На конкурс он представил инсталляцию «Дорога». Почему же эта инсталляция произвела на жюри такое сильное впечатление? Что в ней такого?

Мы видим конструкцию, частично имитирующую интерьер плацкартного вагона — железный каркас, полки-матрасы в три ряда, зашторенные окна, не яркие светильники в изголовьях полок, столики, на столах — знакомые всем стаканы в подстаканниках с чайными ложками, кубики сахара, на полу в проходах между полками — ровненько стоят тапки. Оживляет всю эту конструкцию звуковое сопровождение — реальная запись стука колес поезда и шумов железной дороги, и то, что каким-то чудесным образом белые занавески колышутся, чувствуется поток воздуха от окон, а чайные ложки в стаканах дребезжат по-настоящему.

Мы видим конструкцию, частично имитирующую интерьер плацкартного вагона — железный каркас, полки-матрасы в три ряда, зашторенные окна, не яркие светильники в изголовьях полок, столики, на столах — знакомые всем стаканы в подстаканниках с чайными ложками, кубики сахара, на полу в проходах между полками — ровненько стоят тапки. Оживляет всю эту конструкцию звуковое сопровождение — реальная запись стука колес поезда и шумов железной дороги, и то, что каким-то чудесным образом белые занавески колышутся, чувствуется поток воздуха от окон, а чайные ложки в стаканах дребезжат по-настоящему.
С одной стороны, все кажется спокойным — мерный стук колес, приглушенный свет, но что-то не так: вертикальные стойки напоминают прутья решетки, спальные полки похожи на нары, тапки стоят в одну линию, как по приказу «Построиться!», во всем есть какое-то чувство сиротства — казенные полосатые матрасы, дешевые тапки, и даже сахарок на голых столах лежит сиротливо.
С одной стороны, все кажется спокойным — мерный стук колес, приглушенный свет, но что-то не так: вертикальные стойки напоминают прутья решетки, спальные полки похожи на нары, тапки стоят в одну линию, как по приказу «Построиться!», во всем есть какое-то чувство сиротства — казенные полосатые матрасы, дешевые тапки, и даже сахарок на голых столах лежит сиротливо.

Дорога. 2010
Инсталляция
Металл, ДСП, дерево, ткань, рэди-мэйд/ сборка, электромонтаж
Общий размер: 210х510х185 см
Александр Бродский (р. 1955)