Иван Лукиных
Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой

Наталья Суркова

главный хранитель музейных предметов
музея современного искусства PERMM
Иван Лукиных
Специальный проект о коллекции музея PERMM —
«Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Пару лет назад мы всей командой музея участвовали в иммерсивном спектакле-путешествии Remote Perm. Синтетический голос в наушниках вел нас по определенному городскому маршруту, давая возможность побыть со своими мыслями наедине или взаимодействовать с другими участниками. На одной из остановок нам было предложено сойти с тротуара и из небольшой ниши здания понаблюдать за потоком идущих людей как за представлением на театральной сцене, а потом аплодировать прохожим как актерам.

Вот и художник Иван Лукиных нам предлагает сойти с тротуара главной улицы Перми — Комсомольского проспекта и посмотреть со стороны на людей, на дома и машины как на декорацию к этому спектаклю.

Художник Иван Лукиных. Фото Ивана Козлова
Действие разворачивается в трех картинах, объединенных названием «Перемещение в пространстве и времени вдоль ювелирных салонов». В их порядке мы видим последовательность взгляда художника. В центре первой и второй части триптиха изображен аниматор-промоутер ювелирного магазина «Золотая черепаха», в третьей он смещается вправо, уступая место потоку людей. Можно только догадываться, почему черепаха в серебристой чалме. Может быть это персонаж лаосской сказки «Золотая черепаха», которая давала бедным старику и старухе полезные советы и этим помогла им разбогатеть? Может быть. Посмотрим на пространство. На этом маленьком отрезке какая-то небывалая плотность ювелирных магазинов, я насчитала 5 разных вывесок. Возникает множество вопросов к оформлению витрин, дизайну вывесок и вообще к чиновникам, которые отвечают за внешний вид нашего города. Здесь мы видим абсолютное несоответствие понятия золота как предмета роскоши и визуального трэша — замусоренного назойливой рекламой пространства.
Иван Лукины. Триптих «Перемещение в пространстве и времени вдоль ювелирных салонов», 2010-е. Холст, масло
художник Иван Лукиных предлагает сойти с тротуара главной улицы Перми — Комсомольского проспекта и посмотреть со стороны на людей, на дома и машины как на декорацию к этому спектаклю.
В начале 1970-х годов в Америке были опубликованы основные критерии фотореализма. И творчество Ивана полностью им соответствует. Первое: использование фотокамеры для сбора информации, а значит, моделью для художника служит не город, а фотография города. Второе: использование проектора или карандашной сетки для переноса изображения на холст. Третье: обладание виртуозной техникой живописи.

Можно немного углубиться в пермский контекст и сравнить работы художников 20 века, которые обобщали пейзаж и преподносили нам чистый город как прекрасное место для жизни. С тех пор прошло 30−50 лет, некоторые из этих произведений уже перешли в разряд антиквариата, изменились время и страна. И в триптихе Ивана мы видим уже оборотную сторону общества потребления, и во что превратился город за довольно короткий срок.

Леонид Лемехов. Пермь. Утро. 2005. ПГХГ
Виктор Кузин. Оперный театр. 1963 коллекция ПГХГ //
Из коллекции Пермской художественной галереи
Николай Можарский. Над Камой. 1969. ПГХГ
Исмагилов Равиль. Начало Перми. 1998. ПГХГ //
Из коллекции Пермской художественной галереи
Третья часть триптиха наиболее драматична. Художник еще немного отступает назад, и пространство сжимается сильнее: люди зажаты между рядом припаркованных машин, занимающих почти 50% изображения, и стеной здания, занимающей процентов 30. В левом нижнем углу фрагмент тонированного стекла автомобиля глубокого черного цвета страшит как черная дыра. Аниматор уже не взаимодействует с людьми, как мы видели ранее. В рекомендациях для успешной работы аниматора есть пункт о том, что необходимо устанавливать зрительный контакт, чтобы успешно и быстро раздать флаеры. Мы видим, что здесь контакт потерян. Но в центре композиции изображен человек, с которым зрительный контакт совершенно случайным образом получился у художника. Это обернувшаяся женщина в куртке ангельского ярко-голубого цвета, единственное заинтересованное лицо в толпе.
Иван Лукиных. Третья часть триптиха «Перемещение в пространстве и времени вдоль ювелирных салонов», 2010-е. Холст, масло
В начале 1970-х годов в Америке были опубликованы основные критерии фотореализма. И творчество Ивана полностью им соответствует. Первое: использование фотокамеры для сбора информации, а значит, моделью для художника служит не город, а фотография города. Второе: использование проектора или карандашной сетки для переноса изображения на холст. Третье: обладание виртуозной техникой живописи.
Но это, как говорится, были цветочки.

На ярмарке «Арт-Пермь- 2020» Иван выставил незаконченную картину. Камбэк в 2013 год поверг меня в шоковое состояние. В изображенное трудно было поверить, ведь в этот год отмечали 290 лет Перми. Представьте центр города, самый активный перекресток Комсомольского проспекта и улицы Ленина, время, судя по теням, около полудня. Фасад ЦУМа затянут баннером «Белые ночи в Перми», значит, совсем рядом находится фестивальный городок, самый красивый из всех проведенных фестивалей, значит, в городе полно приезжих музыкантов, артистов и просто туристов из разных городов России и стран мира, на всех выставочных площадках города идут шикарные выставки, приехавшие из Москвы, Лондона, Парижа, Берлина, Иерусалима. И в этом городе-празднике художник натыкается на этот сюжет: с реалистичной точностью и высоким уровнем детализации воспроизводит бомжа, лежащего на солнцепеке, препятствуя прохожим, заклеенный рекламой бетонный столб, гора мусора, разбитое плиточное покрытие. Это, правда, тот самый город, который я люблю? Этой картиной художник снимает все табу для изображения Перми.

Именно такие произведения, вызывающие сильнейший эмоциональный отклик, и должны попадать в коллекции музеев.

Фасад ЦУМа затянут баннером «Белые ночи в Перми», значит, совсем рядом находится фестивальный городок, самый красивый из всех проведенных фестивалей, значит, в городе полно приезжих музыкантов, артистов и просто туристов из разных городов России и стран мира, на всех выставочных площадках города идут шикарные выставки, приехавшие из Москвы, Лондона, Парижа, Берлина, Иерусалима. И в этом городе-празднике художник натыкается на этот сюжет: с реалистичной точностью и высоким уровнем детализации воспроизводит бомжа, лежащего на солнцепеке, препятствуя прохожим, заклеенный рекламой бетонный столб, гора мусора, разбитое плиточное покрытие. Это, правда, тот самый город, который я люблю?
Иван Лукиных. «На пути в МакДональдс», 2018 - не закончено. Холст, масло