Игорь Панин
Тима Радя

Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой

Наталья Суркова

главный хранитель музейных предметов
музея современного искусства PERMM
Игорь Панин
Тима Радя
Специальный проект о коллекции музея PERMM —
«Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Есть в нашей коллекции инсталляция Игоря Панина со сказочным названием «Вершки и корешки». Все знают эту русскую сказку о крестьянине и медведе, которые делили урожай.

Инсталляция состоит из двух частей: на полу стоит длинный, грубо сколоченный стол, на котором расставлены только донца от разбитых пивных бутылок. Над ним — подвесная часть — свисающие на длинных шнурах горлышки пивных бутылок.
Несмотря на явно протестный и панковский вид инсталляции, она в музейном пространстве выглядит очень притягательно: стекло — это всегда красиво, направленный свет дает сотни ярких бликов, полуоборванные этикетки задают свой ритм, близкая опасность острых краев — шокирует.

Автор завуалировал в названии «Вершки и корешки» известную формулу революционной ситуации «Низы не могут, верхи не хотят». Здесь в буквальном смысле мы видим, что общество расколото, как эти бутылки, на две части: низы и верхи обращены друг к другу страшными остриями, а между ними — напряженная пустота.

Пока низы не созрели на массовые действия против правящей элиты, пустота — это просто дистанция. Но ситуация может измениться в любое время, и тогда этот подручный материал может стать тем, что называется «орудием пролетариата». Художники с активной позицией постоянно находятся в поиске адекватных времени способов выразить своё отношение к политической ситуации в стране.
Художник Игорь Панин
Автор завуалировал в названии «Вершки и корешки» известную формулу революционной ситуации «Низы не могут, верхи не хотят». Здесь в буквальном смысле мы видим, что общество расколото, как эти бутылки, на две части: низы и верхи обращены друг к другу страшными остриями, а между ними — напряженная пустота.
Монтаж выставки. Галерея 16-ая линия. Ростов-на-Дону. 2014
Инсталляция «Вершки и корешки» Игоря Панина рифмуется с другой работой из нашего собрания — «Напряжение растет» уличного художника Тимофея Ради. Многие его произведения сохранились только в виде фото и видео документации. Получить в музейную коллекцию работы стрит-арт художника — очень редкий случай.
Обе работы созданы почти в одно время — 2013 и 2014 год, в которые в России отмечался заметный экономический спад, президентом была представлена новая идеологическая программа, Украина переживала страшный политический кризис с массовыми акциями протеста, и произошло много других событий.

Объект «Напряжение растет» состоит из деформированных листов металла, укрепленных на стену. Создается впечатление, что с той стороны стены какая-то сила вырывается наружу и металл — это последняя преграда на ее пути. Трафаретный шрифт фразы, которая констатирует ситуацию, выбран из поля агитационного искусства.
Художник Тимофей Радя
Объект «Напряжение растет» состоит из деформированных листов металла, укрепленных на стену. Создается впечатление, что с той стороны стены какая-то сила вырывается наружу и металл — это последняя преграда на ее пути. Трафаретный шрифт фразы, которая констатирует ситуацию, выбран из поля агитационного искусства.
Это две совершенно разные по исполнению работы, но которые одинаково сильно демонстрируют болевые точки нашего общества. Такие антирыночные работы особенно ценятся музеями и попадают в их коллекции. Как говорится, сложное время — сложные работы.

В заключение прошу вас не бояться за художника Игоря Панина, он не выпил одновременно такое количество пива. Знакомый дворник отдал Игорю несколько ящиков с пустыми бутылками, которые были собраны во дворах Петербурга. И не бойтесь за сотрудников музея, никто из нас при многократных монтажах этой инсталляции не пострадал.