Арт-группа «Гнездо»,
Communication Tube
Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой

Наталья Суркова

главный хранитель музейных предметов
музея современного искусства PERMM
Арт-группа «Гнездо»,
Communication Tube
Специальный проект о коллекции музея PERMM —
«Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Поскольку наши видеовстречи названы «Дневник хранителя» позволю себе включить в рассказ об одном произведении свою личную историю.

В 1988-м году, в беспечные и безальтернативные времена, где-то в конце февраля — начале марта с моей подругой Ленкой Курочкиной мы выстояли очередь в кассах кинотеатра «Искра» и купили билеты на фильм Сергея Соловьева «АССА». Кинокартину мы посмотрели на одном дыхании, вышли из кинотеатра с мокрыми глазами, на улице было так же холодно как в зимней Ялте из фильма. Ленка сказала, что впечатление от фильма похоже на сон Бананана — яркий хаос из цветных пятен: слежки, театр лилипутов, «Сильва», Цой, БГ, пальмы под снегом, Черное море, Павел I, гангстеры, безумный Баширов, любовный треугольник и всякие бессмысленно прекрасные штуки в комнате мальчика Бананана. Жизнь других — вот что было на экране. Других людей, которые могут свое домашнее и рабочее пространство — как сцену в ресторане — наполнить странным искусством.
Донской Геннадий (род. 1956), Рошаль Михаил (1956-2007), Скерсис Виктор (род. 1956)
Проект Communication Tube, 1975

Бумага, тушь, перо. 29х20,5 см
Пожертвование от Фонда содействия сохранению культурного наследия «Русский авангард» (Москва)
На тот момент это была моя самая первая встреча с современным искусством. Откуда нам было знать про то, что такое существует? Пермь до 1989-го года была закрытым городом, а знакомств с местными художниками мы еще не водили. Но фильм АССА со всем своим антуражем остался в сердце навсегда как первая любовь.
В 2011 году Пермскому краю Сергеем Гордеевым, без которого бы не случилась выставка «Русское бедное», была подарена часть огромного Архива МАНИ (Московский архив нового искусства), коллекция больше 550 предметов концептуального искусства передана на хранение в наш музей. Для меня до сих пор загадка, почему Сергей Эдуардович подарил эту коллекцию в Пермь? Ведь все остальные папки МАНИ хранятся в Москве. И план по развитию собрания музея не предполагал формировать коллекцию концептуального искусства.

Коммуникативная труба в действии. Кадр из фильма «Асса». 1988. Режиссер Сергей Соловьев. В роли Бананана Сергей Бугаев (Африка), в роли Алики Татьяна Друбич
Принимая коллекцию на хранение, я была очень удивлена, когда среди фотографий, документов с описаниями акций, листов графики, книг и прочего увидела этот листок с наброском объекта «Коммуникационная труба» из фильма «АССА». Оказалось, у этого объекта и автор есть, даже три автора – Михаил Рошаль, Виктор Скерсис, Геннадий Донской. Художники стали известны как группа «Гнездо» после перформанса «Высиживайте дух» (более известного как «Высиживайте яйца») на открытии выставки нонконформистского искусства в 1975 году, куда они притащили охапку веток, на скорую руку соорудили подобие гнезда, уселись в него и установили табличку «Тихо! Идет эксперимент!», Группа просуществовала недолгое время – до 1979 года. Распалась после эмиграции Александра Комара и Виталия Меламида, которые были преподавателями Рошаля и Скерсиса в Художественной школе. В коллекции музея есть фотография с той первой акции и документация двух следующих акций группы: «Станем на метр ближе» (1976), «Минута недышания в пользу улучшения окружающей среды» (1977). Эти акции можно проводить и сейчас, они очень актуальны для всего населения Земли.

Возвращаясь к Коммуникационной трубе, предлагаю посмотреть фрагмент фильма, где наш объект становится участником диалога Алики и Бананана.
В фильм АССА переехала мастерская Сергея Бугаева Африки, объекты Коммуникационная труба, Пальма на проигрывателе (объект Николы Овчинникова «Все хорошо») и Железный занавес (автор Михаил Рошаль, находится в коллекции ГТГ) благодаря сценографу фильма Сергею Шутову.
Как мы видим, это просто отрез водосточной трубы потертого красного цвета, наделенный авторами коммуникативными свойствами для осознанного общения людей, в такую Трубу, что попало, не спросишь и абы как не ответишь, тут, прежде чем говорить, надо подумать и набрать в грудь побольше воздуха.

Чтобы создавать такие объекты, надо быть просто другими.