Три двойные перспективы Николая Касаткина — в жизни художника и музея
Специальный проект об идеях и концепции масштабного выставочного проекта «Николай Касаткин. Двойная перспектива», реализованного музеем современного искусства PERMM при участии галереи pop/off/art в 2019-м году

Николай Касаткин

художник-концептуалист
Три двойные перспективы Николая Касаткина — в жизни художника и музея
Dual View Николая Касаткина
Специальный проект об идеях и концепции масштабного выставочного проекта «Николай Касаткин. Двойная перспектива», реализованного музеем современного искусства PERMM при участии галереи pop/off/art в 2019-м году
Главный герой проекта — Николай Касаткин, художник-концептуалист, скрывающий в своих работах сложную оптическую систему зеркал за техниками классической живописи и лиричными элементами.


Деревенские лужи и мамины коврики, которые сушатся на веревке во дворе — это первая ловушка для зрителя от художника, создавшего еще до появления в мире цифровых технологий свою реальность, в которой все элементы находятся в строгой парной взаимосвязи, отражаются или преломляются друг в друге. Один неосторожный шаг — и вы провалитесь в картину как в кроличью нору, в которой, как известно, может произойти все, что угодно.
Николай Касаткин работает в жанре «концептуального пейзажа». Художник не стремится быть мгновенно раскрытым — сложную оптическую систему зеркал он скрывает за техниками классической живописи и лиричными элементами.
Деревенские лужи и мамины коврики, которые сушатся на веревке во дворе — это первая ловушка для зрителя от художника, создавшего еще до появления в мире цифровых технологий свою реальность, в которой все элементы находятся в строгой парной взаимосвязи, отражаются или преломляются друг в друге. Один неосторожный шаг — и вы провалитесь в картину как в кроличью нору, в которой, как известно, может произойти все, что угодно.

01

Советский авангард
& советский реализм
01

Советский авангард
& советский реализм
высказывание
о художнике
Сергей Попов
«Николай Касаткин — последний «не показанный» из классиков современного искусства, значительная фигура, знакомство с которой корректирует наши представления об исторических путях отечественного искусства. Его творчество равно отстоит как от заимствованных с Запада открытий послевоенного авангарда, так и от классической, перешедшей в советскую, школы реализма. Возможно, его масштабный показ необходим именно в сегодняшних условиях, когда поиск «национальной идентичности» остро нуждается в открытом диалоге со всей мировой культурой».

Сергей Попов, искусствовед, куратор, автор книги «Всегда другое искусство. История современного русского искусства» (М., 2010), основатель галереи pop/off/art (Москва)
Сергей Попов
искусствовед, куратор,
основатель галереи pop/off/art (Москва)
«Николай Касаткин — последний «не показанный» из классиков современного искусства, значительная фигура, знакомство с которой корректирует наши представления об исторических путях отечественного искусства. Его творчество равно отстоит как от заимствованных с Запада открытий послевоенного авангарда, так и от классической, перешедшей в советскую, школы реализма. Возможно, его масштабный показ необходим именно в сегодняшних условиях, когда поиск «национальной идентичности» остро нуждается в открытом диалоге со всей мировой культурой».

02


Классическая живопись & концептуальные задачи
02

Классическая
живопись &
концептуаль-
ные задачи
высказывание
о методе художника
Татьяна Сохарева
«С помощью традиционных художественных средств Касаткин решает вполне концептуальные задачи, исследуя внутреннее пространство картины. Обращение к жанрам лирического пейзажа, натюрморта или портрета в интерьере делает его работы обманчиво понятными — лишает заряда актуальности, который присутствует в произведениях его друзей и соратников Эрика Булатова и Олега Васильева».

Татьяна Сохарева, арт-критик (Москва)
Татьяна Сохарева
арт-критик (Москва)
«С помощью традиционных художественных средств Касаткин решает вполне концептуальные задачи, исследуя внутреннее пространство картины. Обращение к жанрам лирического пейзажа, натюрморта или портрета в интерьере делает его работы обманчиво понятными — лишает заряда актуальности, который присутствует в произведениях его друзей и соратников Эрика Булатова и Олега Васильева».

03

Оптика художника
& оптика архитектора выставки

03

Оптика художника
& оптика архитектора выставки
Выставка
Николая Касаткина в музее PERMM (Пермь, 2019)
Куратор выставки — Арсений Сергеев
Ассистент куратора — Любовь Донкова
Архитектор — Евгения Михеева
Музей ПЕРММ представляет персональную выставку Николая Касаткина, уникального и до сих пор недооцененного художника, занимающего особое место в российском современном искусстве. В своем творчестве Николай Касаткин соединил критический дискурс соц-арта, проектное мышление московского концептуализма и жанровую эстетику традиционной живописи.
Идея экспозиции сосредоточена на рекурсивной специфике творчества Николая Касаткина, и цель — метафорически выстроить «оптический прибор» художника.

Принцип размещения работ отталкивается от оригинальной концепции художника — «двойной перспективы», возникающей во время движения зрителя в пейзаже. На выставке представлены работы из коллекции галереи pop/off/art, частных коллекций, Московского музея современного искусства и собрания автора.


Партнеры и учредители проекта: Министерство культуры Пермского края, ГКБУК «Музей современного искусства «ПЕРММ», Галерея pop-off art (Москва)
высказывание
об архитектуре экспозиции
Арсений Сергеев
«Цель экспозиции — метафорически выстроить «оптический прибор» художника. В экспозиции отражена концепция «двойной перспективы» Касаткина — с ее помощью зритель может совместить концептуальные, повествовательные и пластические пары в творчестве художника, увидеть, как все элементы его «системы видения» взаимосвязаны, отражаются и преломляются друг в друге».

Арсений Сергеев, куратор выставки в музее PERMM «Николай Касаткин. Двойная перспектива», художник и куратор проектов в области современного искусства, руководитель программы «Артполитика», преподаватель программы «Школа дизайна» в НИУ ВШЭ (Москва)
Арсений Сергеев
куратор выставки
«Николай Касаткин. Двойная перспектива»,
музей PERMM (Пермь, 2019)
«Цель экспозиции — метафорически выстроить «оптический прибор» художника. В экспозиции отражена концепция «двойной перспективы» Касаткина — с ее помощью зритель может совместить концептуальные, повествовательные и пластические пары в творчестве художника, увидеть, как все элементы его «системы видения» взаимосвязаны, отражаются и преломляются друг в друге».

Арсений Сергеев, художник и куратор проектов в области современного искусства, руководитель программы «Артполитика», преподаватель программы «Школа дизайна» в НИУ ВШЭ (Москва)

Три вектора
творчества
Николая Касаткина

01

Московское
неофициальное
искусство


01

Московское

неофициальное
искусство
Индивидуальный творческий мир Касаткина сложился в кругу московского «другого искусства», прежде всего Олега Васильева и Эрика Булатова, с которым он поддерживал дружеские отношения и творческое взаимовлияние до конца жизни.

02

Пост-сезаннистские
эксперименты

02

Пост-сезаннистские
эксперименты
Художественные поиски Касаткина лежали в русле постсезаннистских экспериментов, в том числе под влиянием живописи Роберта Фалька, но основным жанром в его творчестве с начала 1970-х годов становится «концептуальный пейзаж».

03

Собственная
линия
в искусстве

03

Собственная
линия
в искусстве
Концептуальный пейзаж Николая Касаткина основан на принципе комбинирования узнаваемых пейзажных структур как в природе, так и в истории искусства. Художник работал с пространством картины, объективными принципами ее построения, учитывая достижения как искусства авангарда, так и реалистической живописи, за счет чего выработал собственную, узнаваемую и неповторимую линию в искусстве.

Партнер выставки
Выставка «Николай Касаткин. Двойная перспектива» проходила в музее современного искусства PERMM с 27 февраля по 31 марта 2019 года при поддержке галереи pop/off/art, входящей в число основных действующих лиц московской художественной сцены в области российского современного искусства, представляет не только искусство российских художников (в том числе живущих по всему миру), но и ряд международных авторов, фокусируясь на художниках постсоветского пространства, Восточной и Центральной Европы.

Pop/off/art входит в топ-5 российских галерей (по версии Forbes) и в топ-500 галерей мира (по версии Blouin Artinfo). Галерея основана в 2004-м году в Москве искусствоведом Сергеем Поповым, располагается на территории Центра современного искусства «Винзавод» (Москва).
Press "Like" to follow Tilda Publishing on Facebook
Press "Subscribe" to follow Tilda Publishing on Vkontakte