КУЛЬТУРА
МАТЕРИАЛОВ

В рамках долгосрочной программы репрезентации пермского современного искусства музей PERMM представляет персональную выставку Елены Слобцевой «Культура материалов». Проект состоит из масштабных инсталляций, созданных специально для выставки, которая развернется на двух этажах музея современного искусства.

Елена Слобцева работает с графикой, компьютерной анимацией, slow-motion, а главный графический знак художницы — металлические скобы, обозначающие одновременно конструкцию и деконструкцию. Символическим участником диалога выставки стал советский график Леонид Попов, работы которого входят в коллекцию Пермской художественной галереи.
7/10/2020 — 31/01/2021
Персональная выставка Елены Слобцевой
Художники являются важнейшими агентами коммуникации с городом, они помогают счищать пыль с восприятия города и менять фокус зрения. Последние несколько лет нам было важно создать новую мифологию пермского искусства, отойти от вектора «пермскости», который тут осел, вытащить на поверхность «пермское серебристое», вместо «пермского звериного».

Лена Слобцева — художница нового поколения пермского искусства, которая набрала полноту и силу, монументализировалась в материале и начала расти в масштабах — она начинала с вышивки и ткани, затем графичный стежок заменился металлическими скобками, которые выросли до строительных скоб, плоскость листа и ткани сменились плоскостью фанерного щита или ствола дерева, а затем масштаб снова вырос и теперь пространством художественного высказывания стал уже сам город
Наиля Аллахвердиева, руководитель музея современного искусства PERMM
МЕЖДУ АВАНГАРДОМ И РЕАЛИЗМОМ
Название «Культура материалов» заимствовано из художественных и образовательных практик Владимира Татлина — одного из главных героев русского авангарда. Теоретические и практические разработки творческих методик, лежащих на стыке промышленности, ремесла и искусства, были одним из важнейших направлений развития культуры советской России 1920-х годов. Идеи производственного искусства воплощались в дизайне мебели, текстиля и одежды, в оформлении интерьеров, выставок и печатных изданий. Утопическая мысль художников 1920-х годов стремилась полностью стереть границы между искусством и жизнью, а саму жизнь воспринимала не как свершившуюся данность, но как поле свершений по формированию нового быта и нового человека. Впоследствии промышленность и технологии не утратили своей значимости для искусства, однако сам художник из участника и соавтора превратился в иллюстратора, фиксирующего, приукрашивающего и воспевающего достижения советского производства.

Сегодня русский авангард по праву считается важнейшей частью культурного наследия России и ее визитной карточкой на мировой художественной арене. Социалистический реализм стоит особняком, дожидаясь исследователей и теоретиков, которые встроят его в контекст локальной и глобальной истории искусства. Отличия этих двух явлений очевидны настолько, что, кажется, сравнивать их не имеет смысла. Однако важно смотреть на них, как на часть общей исторической линии.
Художник вышивает графику, потому что хочет провести больше времени с рисунком. Анимация может соперничать с вышивкой в плане длительности и кропотливости. Если провести аналогию с типами языкового перевода, то перевод на выставке производится при помощи компьютерных алгоритмов, в нем не так много художественного, индивидуального, живого — и это знак времени.

Мне хотелось бы, чтобы нейтральные штрих и линия обрели остроту — так появились скобы. Скоба связывает, стягивает, но и травмирует, разрушая поверхности и оставляя шрамы. Этот материал также ассоциируется с временными сооружениями и метафорически связывает времена. Скобы — безличные перформеры с печатью советского, фабричного, брутального и грубого, но претензией на тонкость и эстетику, это строительный материал с художественными амбициями.
Елена Слобцева, художница
инсталляция выставки «Культура материалов»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВОЛЯ МАТЕРИАЛА
Проект «Культура материалов» обостряет проблематику производственного искусства и балансирует на границе двух художественных парадигм — авангардной и реалистической. От авангарда произведения Елены Слобцевой наследуют включение промышленных материалов в художественную среду. Простейшему функциональному элементу — металлической скобе — назначается не только визуальная ценность, но художественная воля. Материал может обучаться рисованию, применять свое мастерство и быть участником творческого процесса. За реалистическое направление на выставке отвечает графика пермского художника Леонида Попова: его работа «Пермь I» (1948, собрание Пермской художественной галереи) с индустриальным ландшафтом города, выполненная в легкой графической манере, демонстрирует внешний образ промышленности — исторически достоверный и, вместе с тем, упрощенный, лишенный внутренней сложности и тяжеловесности.
От авангарда произведения Елены Слобцевой наследуют включение промышленных материалов в художественную среду. Простейшему функциональному элементу — металлической скобе — назначается не только визуальная ценность, но художественная воля.
Работы Елены Слобцевой — результат практической работы и многочисленных экспериментов. Художница буквально пытается услышать «голос материала», назначить ему самостоятельные творческие амбиции и создать условия для их реализации. Отдельные детали произведений напоминают нам о том, что перед нами ученик, пробующий себя в разных жанрах и техниках — например, мы видим чистые холсты, нанизанные на металлические пруты и будто дожидающиеся своего часа или работы учителя, роль которого выполняют в проекте графические листы Леонида Попова.

«Культура материалов» не просто обращается к прошлому, но объединяет авангард, реализм и современное искусство. Наследие прошлого получает новую жизнь, а его утопии — шанс на воплощение внутри нового художественного проекта.
«Культура материалов» не просто обращается к прошлому, но объединяет авангард, реализм и современное искусство. Наследие прошлого получает новую жизнь, а его утопии — шанс на воплощение внутри нового художественного проекта.
инсталляция выставки «Культура материалов»
Мне очень интересен художественный метод Елены Слобцевой. С одной стороны, художница сконцентрирована на языке искусства, способах его конструирования и трансформации. Точность, концептуальная выверенность и минималистичная эстетика определяют все эксперименты художницы. Вместе с тем, многие ее произведения связаны с Пермью. Это не буквальные визуализации городских видов и образов, но драматургически точные указания на болевые точки в развитии города
Алиса Савицкая, куратор выставки
Кураторская экскурсия Алисы Савицкой
В 2021-м году художница Елена Слобцева с проектом «Культура материалов» вошла в шорт-лист премии Инновация (номинация «Художник года»).