I'LL BE BACK — И ВСЕ В ТАКОМ ДУХЕ. НЕ БУДЕМ ЛИШНИЙ РАЗ ГОВОРИТЬ О ТОМ, КАК ВАЖЕН ДЛЯ НАС РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ, КАК ОН СИМВОЛИЧЕСКИ ЦЕНЕН ДЛЯ ГОРОДА, И ЧТО МЫ ВООБЩЕ ЖИЛИ БЫ В НЕМ ВСЕЙ ДУШОЙ. ЛУЧШЕ ВТОРГНЕМСЯ В НЕГО НА ВРЕМЯ!
MUSEUM-RIVER
BOAT STATION

«ВОЗВРАЩЕНИЕ» НА РЕЧНОЙ

В наши заботливые руки попал чудесный концепт мощного архитектурного проекта по «переустройству» Речного от 2010-го года, разработанный московским архитектурным бюро MEGANOM, — десять лет спустя он выглядит как хорошо проработанная сказка, мифологический лабиринт, в котором давно умер Минотавр, но и Ариадны тоже никакой нет. Идемте гулять по Речному!
В проекте Юрия Григоряна сам Речной вокзал превращается в экспозиционный комплекс, но его территория, исторически всегда служившая транспортным терминалом (а ближайшим соседом Речного является железнодорожный вокзал «Пермь I»), не утрачивает свою прежнюю роль: архитекторы приподнимают площадь перед комплексом, превращая ее в полноценный причал для круизных и местных кораблей.
В проекте Юрия Григоряна сам Речной вокзал превращается в экспозиционный комплекс, но его территория, исторически всегда служившая транспортным терминалом (а ближайшим соседом Речного является железнодорожный вокзал «Пермь I»), не утрачивает свою прежнюю роль: архитекторы приподнимают площадь перед комплексом, превращая ее в полноценный причал для круизных и местных кораблей.
В том, что здание Речного вокзала нуждается в серьезной реставрации, сомнений не было, при этом руководство молодого музея быстро осознало, что имеющихся площадей для реализации всех амбициозных замыслов явно не хватает. Так родилась идея комплексной реконструкции, на проект которой фонд «Русский авангард», возглавляемый Сергеем Гордеевым, объявил международный архитектурный конкурс. К участию в нем были приглашены шесть архитектурных бюро: Kohn Pedersen Fox, CassonMann, John McAslan+Partners (все Великобритания) Sauerbruch Hutton (Германия), а также мастерская Александра Бродского и «Проект Меганом». Перед проектировщиками была поставлена нетривиальная задача — музей спроектировать большой и удобный, здание сделать ярким элементом застройки пермского центра, а исторические фасады Речного, его пропорции и наиболее ценные элементы интерьера при этом сохранить.
Анна Мартовицкая
Связь музейной площади с пристанью позволяет создать в Перми новый тип общественного пространства. Музей же получает дополнительную категорию посетителей — пассажиров круизных судов.
Связь музейной площади с пристанью позволяет создать в Перми новый тип общественного пространства. Музей же получает дополнительную категорию посетителей — пассажиров круизных судов.
Каждый из участников честно попытался увязать все требования ТЗ в одном проекте, однако, как водится, это получилось не у всех. И если Бродский превратил здание в заброшенную виллу, полную художественных ценностей, то иностранные архитекторы, наоборот, стремились всячески осовременить доставшийся им образец сталинского ампира.

Нужно отметить, что о сохранении прежней функции здания так или иначе размышляли почти все конкурсанты, однако на создание новой гибридной типологии — музея-причала — решился только «Проект Меганом». Его работа удовлетворила интересы абсолютно всех: у музея появилось здание, у города — и музей, и новый причал, а у властей перестала болеть голова о том, куда переносить сам речной вокзал.
Platform / Платформа
Воссоздаваемый причал есть ни что иное, как новое здание, вместившее в себя все удаленные из исторического комплекса и все компенсирующие функции, будь то кассы речного пароходства и зал ожидания, рестораны и кафе, кинотеатр, медиатека, торговый пассаж.
И если пространство перед музеем превращается в открытую универсальную выставочную платформу, новую городскую площадь с видом на кафедральный собор, то «кессон» причала — это универсальный зал (около 4000 кв. м), который город может использовать по своему усмотрению.
И если пространство перед музеем превращается в открытую универсальную выставочную платформу, новую городскую площадь с видом на кафедральный собор, то «кессон» причала — это универсальный зал (около 4000 кв. м), который город может использовать по своему усмотрению.
Embankment / Набережная
Территория, прилегающая к Речному вокзалу, в будущем станет частью так называемой «Музейной мили».
Новая площадь перед рекой становится частью системы городских набережных, проектируемой компаниями KCAP и Hosper в рамках работы над мастер-планом Перми. Территория, прилегающая к Речному вокзалу, в будущем станет частью так называемой «Музейной мили» — нынешней улицы Орджоникидзе, на которой, помимо музея современного искусства, расположены Художественная галерея и краеведческий музей, а также вокзал «Пермь I», который планируется превратить в учреждение культуры. Парк будет включать в себя разноуровневые общественные зоны с разнообразной уличной мебелью и малыми архитектурными формами. Летом платформа перед музеем PERMM может превращаться в очень мелкий отражающий бассейн (тогда при взгляде с балкона Речного она будет сливаться с Камой), а зимой — в каток.
Новая площадь перед рекой становится частью системы городских набережных, проектируемой компаниями KCAP и Hosper в рамках работы над мастер-планом Перми. Территория, прилегающая к Речному вокзалу, в будущем станет частью так называемой «Музейной мили» — нынешней улицы Орджоникидзе, на которой, помимо музея современного искусства, расположены Художественная галерея и краеведческий музей, а также вокзал «Пермь I», который планируется превратить в учреждение культуры. Парк будет будет включать в себя разноуровневые общественные зоны с разнообразной уличной мебелью и малыми архитектурными формами. Летом платформа перед музеем PERMM может превращаться в очень мелкий отражающий бассейн (тогда при взгляде с балкона Речного она будет сливаться с Камой), а зимой — в каток.
Dike / Дамба
Создание новой площади в непосредственной близости от реки заставило архитекторов заложить в проект сценарии предотвращения наводнений различной силы.
Сама платформа приподнята на 30 см над водой, что является достаточным запасом для обычного весеннего разлива Камы. В том случае, если вода поднимется выше, площадь окажется затоплена, но внутреннее пространство «кессона» от попадания воды застрахуют высокие борты эвакуационных лестниц. Если же вдруг произойдет какой-то экстраординарный катаклизм, вроде прорыва плотины Камской ГЭС, верхние этажи музея могут быть полностью изолированы.
Сама платформа приподнята на 30 см над водой, что является достаточным запасом для обычного весеннего разлива Камы. В том случае, если вода поднимется выше, площадь окажется затоплена, но внутреннее пространство «кессона» от попадания воды застрахуют высокие борты эвакуационных лестниц. Если же вдруг произойдет какой-то экстраординарный катаклизм, вроде прорыва плотины Камской ГЭС, верхние этажи музея могут быть полностью изолированы.
Building / Здание
Сохранение кирпичного остова памятника, деталей фасада и внутренних лестниц предусмотрено бюро «Проект Меганом» как необходимое и главное условие реконструкции здания Речного вокзала.
При замене кровель создаются надстройки с видом на реку и город, придающие вокзалу новый облик, но сохраняющие его исторические пропорции. Новые объемы могут быть созданы либо из белого опалового стекла, которое «растворит» их в пространстве, либо из бетона, выкрашенного в цвет основного здания.
При замене кровель создаются надстройки с видом на реку и город, придающие вокзалу новый облик, но сохраняющие его исторические пропорции. Новые объемы могут быть созданы либо из белого опалового стекла, которое «растворит» их в пространстве, либо из бетона, выкрашенного в цвет основного здания.
Museum / Музей
Путем частичной реконструкции в старом здании музея создается около 10 тыс. кв. м выставочных и вспомогательных площадей. С расположенными под пешеходной площадью помещениями здание связано ступенчатым проекционным залом.
На 1-м этаже в Речном вокзале разместятся зал временных экспозиций и зал 12-метровой высоты для экспонирования крупных объектов и инсталляций. На 2-м этаже расположится зал постоянных экспозиций и сквозной центральный зал с восьмиметровыми арочными окнами на реку и город. На 3-м этаже предсмотрено смешанное выставочно-студийное пространство для партнеров музея.
На 1-м этаже в Речном вокзале разместятся зал временных экспозиций и зал 12-метровой высоты для экспонирования крупных объектов и инсталляций. На 2-м этаже расположится зал постоянных экспозиций и сквозной центральный зал с восьмиметровыми арочными окнами на реку и город. На 3-м этаже предсмотрено смешанное выставочно-студийное пространство для партнеров музея.
Представленный проект Речного вокзала разработан московским архитектурным бюро MEGANOM.
Юрий Григорян
основатель и партнер бюро
Юрий Григорян (р. 1965) основал бюро Меганом в 1998 г. в партнерстве с Ильей Кулешовым, Александрой Павловой и Павлом Иванчиковым. В 1991 году он закончил Московский архитектурный институт, где в настоящий момент ведет курс проектирования. С 2011 по 2014 был директором образовательной программы в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Помимо деятельности по руководству бюро Григорян регулярно читает лекции, выступает на конференциях и активно участвует в развитии архитектурной мысли на территории Москвы.

Илья Кулешов
основатель и партнер бюро
Илья Кулешов (р. 1966) основал бюро Меганом в 1998 г. в партнерстве с Юрием Григоряном, Александрой Павловой и Павлом Иванчиковым. Закончил Московский архитектурный институт в 1992 году. Выступал в качестве ведущего архитектора многих проектов бюро, включая недавно реализованный проект жилого комплекса «Каучук».

Сайт: http://meganom.moscow/ru/