Михаил Павлюкевич
Ольга Субботина

Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой

Наталья Суркова

главный хранитель музейных предметов
музея современного искусства PERMM
Михаил Павлюкевич
Ольга Субботина

Специальный проект о коллекции музея PERMM —
«Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Есть в нашей коллекции необычные двусторонние произведения. Это серия текстильных панно «Спаситель» пермских художников Ольги Субботиной и Михаила Павлюкевича.

С одной стороны смотришь — изображение Спасителя. С другой стороны смотришь — Черный квадрат. Поэтому у авторов есть требование к показу этой серии — работы должны висеть в пространстве зала в одну линию и быть доступными для просмотра с обеих сторон.

В этих произведениях очень высокий индекс цитирования источников мирового искусства. Представьте себе калейдоскоп, где каждое отдельное стеклышко — это известное направление в искусстве или какое-то уникальное явление в мире искусства, или отдельные малые и большие шедевры всех времен и народов.

Современные художники активно пользуются таким калейдоскопом и с помощью него складывают новые произведения, созвучные времени. Весь накопленный опыт человечества в плане изобразительного искусства за 40 тысяч лет существования — это тоже знание, которым мы можем пользоваться, как и научным знанием, по своей необходимости.

Итак, с лицевой стороны каждого произведения мы видим один и тот же лик Спасителя. Иконография образа нам известна — это скульптура «Сидящий Спаситель» из коллекции Пермской государственной художественной галереи: XVIII век, происхождение — церковь Преображения из села Усть-Косьва Ильинского района Пермской области.

Михаил и Ольга очень хорошо знакомы с эти материалом, так как именно они — авторы существующей экспозиции пермской деревянной скульптуры в галерее.

Весь накопленный опыт человечества в плане изобразительного искусства за 40 тысяч лет существования — это тоже знание, которым мы можем пользоваться, как и научным знанием, по своей необходимости.
Вид плоских панно из ткани напоминает рентгеновские снимки. Пока не посмотришь на них вертикально, на просвет, они кажутся черными. Многие скульптуры и, правда, прошли через этот исследовательский процесс.

Когда серия собрана в единую композицию, легко считываются приемы стиля поп-арт, основоположником которого был Энди Уорхол: многократно повторяющееся крупное четкое изображение, яркие цветовые сочетания, стилизация под трафаретную печать. В отличие от тиражного характера произведений поп-арта, каждое из восьми панно художников уникально, в него вложено очень много ручного труда.

Панно состоят из 3−4-х слоев ткани, некоторые из них собственного окрашивания, и даже подвергались опыту на выгорание цвета. Контур изображения выполнен способом сквозной прошивки специфическим нервным швом. Лик Спасителя магически проявляется сквозь прорезанные участки верхнего слоя ткани. Вышитые рубиновыми нитками капли крови, очень осязаемые, почти настоящие по сравнению с изображением тернового венца, превращенного практически в орнамент.
В законченном виде каждое произведение воспринимается как двойная икона. С одной стороны — Черный квадрат — икона русского авангарда, которой Казимир Малевич 105 лет назад «погасил экран искусства». С другой стороны — рукотворная икона нашего времени, демонстрирующая, что что-то пошло не так, и традиционная визуальность все-таки жива.

Магический котел искусства непрерывно кипит и рождает новые образы. В серии «Спаситель» архаика не забыта, пермский контекст в наличии, опыт искусства 20 века учтен и переработан, современность наполнена новыми смыслами. Все счастливы.
В законченном виде каждое произведение воспринимается как двойная икона. С одной стороны — Черный квадрат — икона русского авангарда, которой Казимир Малевич 105 лет назад «погасил экран искусства». С другой стороны — рукотворная икона нашего времени, демонстрирующая, что что-то пошло не так, и традиционная визуальность все-таки жива.
В материале использованы работы:
Ольга Субботина, Михаил Павлюкевич
Серия «Спаситель». 2016
Ткань; шитье машинное, вышивка, фигурное вырезание.
78×80 см Поступило от М. Г. Павлюкевича в 2016 году

Фото скульптуры:
Сидящий Спаситель (Спас в темнице), XVIII век,
Дерево; резьба; левкас; темпера
Из коллекции Пермской государственной художественной галереи

Фото с выставки:
«Низкая облачность, 2016 г. галереи «Гридчинхолл», Москва