Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Наталья Суркова
главный хранитель музейных предметов музея современного искусства PERMM
Петр Стабровский, инсталляция FRAME
Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Сегодня я расскажу вам об инсталляции FRAME пермского художника Петра Стабровского. Он вырос буквально на наших глазах за то время, как существует наш музей современного искусства. Закончил факультет дизайна в Политехническом университете, а затем школу современного искусства «Арт-политика», инициированную в Перми Арсением Сергеевым, где и выбрал свой главный материал — свет. Сейчас Петр преподает в школе дизайна «Точка», работает как экспозиционер, дизайнер и художник, много сотрудничает с нашим музеем.
В коллекцию музея произведения поступают тремя способами. Первый — закупка, второй — пожертвование или дар, третий — авторский заказ. Инсталляция FRAME была заказана Петру к выставке «На маяк» (2017–2018), где разные проявления энергии света проходили через всю экспозицию.
“
Думаю, что мы стали первым музеем, который приобрел в коллекцию нечто неосязаемое и эфемерное, а именно — прямоугольное пятно света на стене. В состав инсталляции входят пять диапроекторов на подиумах и датчики движения.
Петр Стабровский
Диапроекторы Петр разыскал самые разные, есть даже среди них ископаемое 1949-го года. В инсталляции заложен самый простой механизм взаимодействия со зрителем. Зритель, попадая в зону действия датчика движения, своим присутствием включает проектор, который проецирует на стену поток света в виде пустой рамки слайда. Каждый проектор работает индивидуально с посетителем и в этот момент свет горит только для него. Люди реагирую по-разному: радуются, как дети, показывают теневые фигурки руками, кто-то смело встает в этот луч света, кто-то проходит мимо, как бы говоря «Вы что, серьезно?», кто-то принимает за произведение сам фильмоскоп и вздрагивает, когда он неожиданно включается.
Вот таким образом, молодые художники меняют наше сознание и традиционное представление о музейном предмете, убеждая, что границ искусства не существует.
Диапроекторы Петр разыскал самые разные, есть даже среди них ископаемое 1949-го года. В инсталляции заложен самый простой механизм взаимодействия со зрителем. Зритель, попадая в зону действия датчика движения, своим присутствием включает проектор, который проецирует на стену поток света в виде пустой рамки слайда. Каждый проектор работает индивидуально с посетителем и в этот момент свет горит только для него. Люди реагирую по-разному: радуются, как дети, показывают теневые фигурки руками, кто-то смело встает в этот луч света, кто-то проходит мимо, как бы говоря «Вы что, серьезно?», кто-то принимает за произведение сам фильмоскоп и вздрагивает, когда он неожиданно включается.
“
Еще в школе «Арт-политика» Петр выбрал для себя свет в качестве объекта исследования и выразительного средства.
Первые его работы были очень сложными пространственными конструкциями, через грани которых проходил луч света фонаря. Это было очень красиво, но совершенно не жизнеспособно: оргстекло желтело, многочисленные угловые сочленения невозможно было стопроцентно обеспылить. Но они успели поучаствовать в нескольких выставках.
В прошлом году при подготовке выставки «Земля Музъем» к Петру обратились с просьбой как бы изобрести свет заново, а именно — найти такую формулу света, чтобы казалось, как будто первый этаж музея находится под землей. И Петр нашел решение, совершенно мало затратное и эффектное — на светильники вместо плафонов укреплялась деформированные пятилитровые пластиковые бутылки. Они давали такой слоистый рассеянный свет, который долго искали кураторы выставки.
Пётр Стабровский. Инсталляция «Свет»
“
Очень интересно посмотреть, какими станут работы Петра дальше, какие новые отношения он придумает между светом, пространством и зрителем.