Петр Стабровский,
инсталляция FRAME
Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой

Наталья Суркова

главный хранитель музейных предметов
музея современного искусства PERMM
Петр Стабровский,
инсталляция FRAME
Специальный проект о коллекции музея PERMM —
«Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Сегодня я расскажу вам об инсталляции FRAME пермского художника Петра Стабровского. Он вырос буквально на наших глазах за то время, как существует наш музей современного искусства. Закончил факультет дизайна в Политехническом университете, а затем школу современного искусства «Арт-политика», инициированную в Перми Арсением Сергеевым, где и выбрал свой главный материал — свет. Сейчас Петр преподает в школе дизайна «Точка», работает как экспозиционер, дизайнер и художник, много сотрудничает с нашим музеем.

В коллекцию музея произведения поступают тремя способами. Первый — закупка, второй — пожертвование или дар, третий — авторский заказ. Инсталляция FRAME была заказана Петру к выставке «На маяк» (2017–2018), где разные проявления энергии света проходили через всю экспозицию.

Думаю, что мы стали первым музеем, который приобрел в коллекцию нечто неосязаемое и эфемерное, а именно — прямоугольное пятно света на стене. В состав инсталляции входят пять диапроекторов на подиумах и датчики движения.

Петр Стабровский
Диапроекторы Петр разыскал самые разные, есть даже среди них ископаемое 1949-го года. В инсталляции заложен самый простой механизм взаимодействия со зрителем. Зритель, попадая в зону действия датчика движения, своим присутствием включает проектор, который проецирует на стену поток света в виде пустой рамки слайда. Каждый проектор работает индивидуально с посетителем и в этот момент свет горит только для него. Люди реагирую по-разному: радуются, как дети, показывают теневые фигурки руками, кто-то смело встает в этот луч света, кто-то проходит мимо, как бы говоря «Вы что, серьезно?», кто-то принимает за произведение сам фильмоскоп и вздрагивает, когда он неожиданно включается.

Вот таким образом, молодые художники меняют наше сознание и традиционное представление о музейном предмете, убеждая, что границ искусства не существует.
Диапроекторы Петр разыскал самые разные, есть даже среди них ископаемое 1949-го года. В инсталляции заложен самый простой механизм взаимодействия со зрителем. Зритель, попадая в зону действия датчика движения, своим присутствием включает проектор, который проецирует на стену поток света в виде пустой рамки слайда. Каждый проектор работает индивидуально с посетителем и в этот момент свет горит только для него. Люди реагирую по-разному: радуются, как дети, показывают теневые фигурки руками, кто-то смело встает в этот луч света, кто-то проходит мимо, как бы говоря «Вы что, серьезно?», кто-то принимает за произведение сам фильмоскоп и вздрагивает, когда он неожиданно включается.
Еще в школе «Арт-политика» Петр выбрал для себя свет в качестве объекта исследования и выразительного средства.
Первые его работы были очень сложными пространственными конструкциями, через грани которых проходил луч света фонаря. Это было очень красиво, но совершенно не жизнеспособно: оргстекло желтело, многочисленные угловые сочленения невозможно было стопроцентно обеспылить. Но они успели поучаствовать в нескольких выставках.

В прошлом году при подготовке выставки «Земля Музъем» к Петру обратились с просьбой как бы изобрести свет заново, а именно — найти такую формулу света, чтобы казалось, как будто первый этаж музея находится под землей. И Петр нашел решение, совершенно мало затратное и эффектное — на светильники вместо плафонов укреплялась деформированные пятилитровые пластиковые бутылки. Они давали такой слоистый рассеянный свет, который долго искали кураторы выставки.
Пётр Стабровский. Инсталляция «Свет»
Очень интересно посмотреть, какими станут работы Петра дальше, какие новые отношения он придумает между светом, пространством и зрителем.
Наталья Суркова