Музейные истории:
Саша Галицкий

Света Лучникова

рассказывает специалист отдела по музейной педагогике,
музей современного искусства PERMM
Фестиваль «Белые ночи» и выставка «Деревенеющие»
Российско-израильский художник Саша Галицкий бывал в Перми в 2013-м на фестивале «Белые ночи». Тогда он вел кружок «резьбы по дереву до гробовой доски», так называли его все сотрудники музея PERMM, кто помогал художнику. Почему до гробовой доски? Потому что участниками мастерской были люди старшего возраста, которым Саша посвятил долгие годы своей работы.

Уже позже я узнала, что в 2011-м в музее проходила выставка «Деревенеющие», созданная Сашей с пожилыми людьми в израильских домах престарелых. На выставке каждая работа из дерева сопровождалась личной историей человека, который ее создавал. А воспоминания, вырезанные в дереве, как мы знаем, забыть гораздо сложнее.

Вообще, когда я пришла работать в музей в 2014-м в качестве экскурсовода, а потом и сама начала развивать проект для людей старшего возраста про современное искусство, Саша Галицкий был для меня путеводной звездой! Человек, который ушел с престижной работы, чтобы вырезать деревянных козликов и русалок в домах престарелых, вызывал у меня недюжинное уважение и восторг (и вызывает до сих пор)!

Музей искусства
пожилых людей
Проект, внимание (!), участником которого может стать каждый
Потрясающий проект, внимание (!), участником которого может стать каждый. Это музей искусства пожилых людей: https://saamuseum.com/ru/

За время работы со старшим возрастом у художника скопилось огромное количество готовых произведений, и это при том, что мастерские продолжают работать и сейчас. Отдельные работы превратились в целую художественную коллекцию, которую нужно где-то хранить.

Так жители всей планеты Земля превратились в хранителей этой коллекции, а музей искусства пожилых людей — это площадка, где произведение искусства, созданное пожилым человеком, может найти своего хранителя. И важно помнить, что часто именно эти глиняные птички или деревянные портреты — это и есть последнее, что остается после смерти их создателей.

Работа с людьми старшего возраста не всегда бывает легкой, хотя бы потому что люди в возрасте чаще болеют, а иногда и умирают. Но превратить эту работу в настоящий праздник с юмором и фондом хранения по всему миру — дорогого стоит!
Саша Галицкий
художник
Даже если создатели эти произведения свои и сами-то ни за грош не ценили. Это не важно. Мы считаем, что это и есть самое главное. Отсюда, из этих мыслей и соображений и родился Музей Искусства Пожилых Людей.
Рассказывают, что 150 лет назад жил человек, который впервые взял и придумал при помощи нескольких фотографических аппаратов фиксировать движение. Людей, лошадей, кошек и разных летающих птиц. Такой вот был умница Эдвард Мейбридж, так его звали.

Ну придумал и придумал. Молодец.

И как-то раз пришел раз к нему фотографироваться отставной голый солдат с патронташем на пузе, а в другой раз заглянула молодая неодетая тоже женщина с полотенцем.

Да мало ли.

Небось им еще и заплатил фотограф на радостях несколько шиллингов за съемки. Или больше, мы не знаем. И скорее всего (по-другому и быть не могло), эпизоды эти в жизни случайных людей следа никакого даже и не оставили. Наверняка у них сложились свои истории, счастье простое человеческое, любовь, дети, болезни и смерти, как положено. Мы даже не знаем как их звали.

Но что поразительно.

Судьба распорядилась ими так, что они вроде бы и умерли понарошку, оставаясь в этих девяти кадрах Мейбриджа.

Остались навсегда.

Пока земля крутится, их запросто можно оживить в интернете, который (я надеюсь) тоже вечен. Хочется, по крайней мере так думать. Вот так и Музей Искусства Пожилых Людей, если подумать головой. К примеру что для какой-нибудь пожилой бабушки вылепленные из глины птички? Или же вон, синяя ученическая папка, туго набитая рисунками, которая осталась после смерти совсем другого старика? Которая стоит у нас в соседней комнате? Вроде как ничего. Но на самом деле эти рисунки, деревянные и глиняные птички и составляют ту суть жизни, которая остается после смерти их создателей.

Даже если создатели эти произведения свои и сами-то ни за грош не ценили. Это не важно. Мы считаем, что это и есть самое главное. Отсюда, из этих мыслей и соображений и родился Музей Искусства Пожилых Людей.

А если еще понимать хотя бы немного, что это были за люди, и хотя бы краем глаза заглянуть в их судьбы, то тогда штучки их, на наш взгляд, вообще не имеют цены.

Чем мы, собственно, с вами тут и делимся.
Книги
Саши Галицкого
«Мама, не горюй! Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому? Методическое пособие для взрослых детей»
В 2016-м Саша Галицкий вместе с проектом «Возраст счастья» издал книгу «Мама, не горюй! Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому? Методическое пособие для взрослых детей», где он сам говорит о том, что эта работа давала ему возможность ежедневно и помногу общаться с пожилыми людьми в попытке их понять и научиться с ними разговаривать.
«Не боись! Как постареть
и при этом не сойти с ума»
В 2018-м вышла еще одна книга, которую переиздавали уже несколько раз: «Не боись! Как постареть и при этом не сойти с ума». В которой автор размышляет, как продолжать получать удовольствие от жизни и любить себя, когда все болит и зудит, а пенсионный возраст пугает одиночеством и российскими пенсиями.

Обе эти книги неистово рекомендую к чтению, даже если у вас еще ничего не болит, а родители не на пенсии, хотя бы из-за открытого жизнелюбия и непоколебимого чувства юмора (спойлер, там есть шутки даже про смерть).

Огромное количество историй про веселые и не очень ситуации с пожилыми людьми можно найти и у Саши Галицкого на странице в Facebook