Юрий Никифоров
Специальный проект о коллекции музея PERMM — «Дневник хранителя» с Натальей Сурковой

Наталья Суркова

главный хранитель музейных предметов
музея современного искусства PERMM
Юрий Никифоров
Специальный проект о коллекции музея PERMM —
«Дневник хранителя» с Натальей Сурковой
Бывает так, что у талантливого художника, мастера огромной творческой силы, персональная выставка проходит только в конце жизни. Так произошло с Юрием Никифоровым, легендарным художником из Петербурга. Я горжусь тем, что его первая персональная выставка прошла в нашем музее в 2013 году, за три года до смерти автора. Но совсем не горжусь питерским музейным сообществом, которому не хватило настойчивости для организации большой персональной выставки художника в родном городе.
Юрий Никифоров на открытии выставки «Заплыв по сухой поверхности»
Юрий Никифоров обладал большим авторитетом. Особенно после открытия на Пушкинской, 10 пространства «Артполигон», где был и куратором и учителем. Не знаю точно, но, наверное, с этого времени художник и получил «звание» Полковника. На этой творческой площадке молодые художники свободно могли заниматься экспериментами в искусстве, темп работы был сумасшедший — выставки менялись каждые две недели. После смерти художника близкие и друзья сделали все возможное, чтобы сохранить эту небольшую мастерскую на Пушкинской, 10. И 20 мая 2017 года открыла двери «Мастерская Полковника». Алена Никифорова, дочь художника, устраивает в бывшей мастерской выставки близких по мироощущению художников, может провести экскурсию и показать работы Юрия.
Коллекция музея после персональной выставки Юрия Никифорова «Заплыв по сухой поверхности» пополнилась несколькими работами художника.

Более подробно хочу вам рассказать о двух из них.

Первая — это «Штопка большого разреза» из серии «Народные ремесла».
«Штопка большого разреза» из серии «Народные ремесла»
К выставке был издан альбом, где ко многим работам приводятся слова автора. Про эту серию он говорил очень просто: посвящена нашим предкам, настоящим людям труда, создававшим все своими руками: дома, одежду, утварь; людям, которые сами создавали и сами чинили все, что сломалось или разрушилось.

Но предлагаю вам посмотреть на это произведение по-другому.

Всем известно, что такие художники как Винсент Ван Гог и Эвард Мунк стали воплощать в работах свои внутренние переживания: одиночество и страх. С того самого времени, с конца 19 века, искусство перестало быть только источником удовольствия для зрителя и стало иметь возможность не нравиться, провоцировать сомнения. Психологизм в искусстве был и раньше – в жанрах портрета и пейзажа, в фэнтази Гойи, например. Но такой остроты чувств, беззащитности перед судьбой, такого внутреннего напряжения не было.
На этой работе Юрия Никифорова мы видим абстрактную поверхность, забросанную окурками, как бывает при мучительных размышлениях или ожидании чего-то. Мне рассказывали, что сам художник не курил, специально где-то насобирал нужное количество окурков.
Мы видим глубокий порез, то есть травму. Когда речь идет о травме, мы подразумеваем не только негативные события, но и то, что жизнь человека вообще является травматичной по своей природе.

Юрий создал несколько работ с разрезами и последние из них, мне кажется, неотделимы от контекста жизни автора: в период создания этой работы Юрий проходил курс лечения от онкологического заболевания.

Мне кажется, что художник такими радикальными приемами отчаянно лечил себя, вручную зашивал свои душевные раны, собирал себя по кускам для того, чтобы жить дальше. За этим стоит сила духа человека, способного противостоять трудностям жизненного пути. Благодаря силе духа и необычной мужской искренности, «Штопка большого разреза» производит такое сильное впечатление.
Второе произведение — «Наказание толстой подушки». В нем можно увидеть ситуацию, когда не можешь уснуть и, кажется, что виновата подушка — то очень большая, то очень горячая, то слишком мягкая. А на самом деле уснуть не дают беспокойные мысли, переживания, тревога.
«Наказание толстой подушки»
Мне кажется, что многие художники постоянно живут в состоянии стресса, когда обострены все органы чувств, когда внутри зреет произведение и не одно, а множество. И ждут нужного момента для его реализации. Художники работают каждый божий день, несмотря ни на какие обстоятельства своей жизни или используя их как катализатор для творчества.
В коллекции есть одна живописная работа Юрия Никифорова фигуративного периода 1980-х годов из разряда «неизвестный музей». Она называется «Младенец-рыба», которая еще ни разу не была показана ни в одном музее, более того, у нас пока даже нет качественной фотографии этой картины.
Юрий Никифоров
Одна из причин — это большой размер: 313х523 см, после переезда музея в новое здание просто не было возможности где-либо раскатать это произведение и произвести съемку, так что его практически никто еще не видел. Думаю, что в будущем мы устроим презентацию этого произведения, так что музейщиков и зрителей ждут открытия.
Хочется еще сказать, что на выставке «Заплыв по сухой поверхности» были такие произведения, которые не хотелось выпускать из рук. Я была бы очень счастлива видеть их в нашей музейной коллекции.
триптих «Утро», «День», «Ночь»
Это триптих «Утро», «День», «Ночь», небольшие ассамбляжи «Скульптура и большой лев» (мне больше нравится другой название «Скульптура и влюбленный лев»), «Скульптура и маленький лев», «Скульптура и кот», коллажи с авторскими фактурами, цементные черепа и портреты, произведения с переработанными сюжетами мировой истории искусств. И была одна совершенно не характерная для Юрия работа — из тех, что запоминаются навсегда. Она даже висела немного отдельно. Это «Тайная вечеря» (1983). Ее фабулу трудно описать словами, но это что-то о внеземном происхождении, приквел известного евангельского события. Хочется даже посвятить этому отдельную лекцию.

«Скульптура и большой лев», «Скульптура и маленький лев»,
«Скульптура и кот»
Так редко бывает, но все что я видела у нас в музее на выставке и на Пушкинской, 10, абсолютно все работы художника высокого музейного уровня. После завершения карантина мы, похоже, будем открывать мир заново. И я вам очень рекомендую побывать в Петербурге на Пушкинской, 10 в Мастерской Полковника. А перед этим зайти в наш музей, полистать альбом художника, и, если понравится, то и купить.
Наталья Суркова